Корригирующее плавание это – Корригирующее плавание — вылечить, признаки заболевания, рецепты, симптомы и лечение
Корригирующее плавание — вылечить, признаки заболевания, рецепты, симптомы и лечение
Особенности лечения сколиоза в бассейне
Почему же плавание так полезно при различных деформациях позвоночного столба? Это объясняется особым воздействием плавания на костную и мышечную системы. Итак, плавание способствует:
- естественной разгрузке позвоночного столба;
- выравниванию асимметричной работы мышц, в том числе и межпозвонковых;
- укреплению мышц спины и конечностей.
Во время занятий плаванием происходит самовытяжение позвоночного столба, что способствует улучшению координации движений и осанки.
Однако такой положительный эффект достигается только за счет комплексного подхода к терапии:
- каждый комплекс упражнений подбирается в индивидуальном порядке в зависимости от типа и степени кривизны;
- необходимо сочетание занятий в бассейне и на суше.
Каждый комплекс включает в себя упражнения, направленные на общее укрепление организма и дыхательной системы, а также на коррекцию собственно искривления.
Очень важный момент касается показаний и противопоказаний к данному виду лечения. С одной стороны, плавание полезно при всех без исключения видах деформаций. Но с другой стороны, есть одно серьезное противопоказание — это нестабильность позвоночного столба при разнице между углами кривизны более 10° в лежачем и стоячем положении.
Только соблюдение ряда важнейших принципов позволит достичь положительной динамики в лечении больных сколиозом. В противном случае можно даже навредить человеку. Вот важнейшие принципы, которых необходимо придерживаться, составляя программу для каждого больного:
- Сочетание разных методик. Только сочетание плавания и лечебной физкультуры даст положительный результат.
- Контроль здоровья больного. Очень важно следить за тем, чтобы не перегружалась сердечно-сосудистая, мышечная и другие системы. В противном случае это только ухудшит состояние здоровья.
- Поэтапность. Повышать нагрузку нужно постепенно, продвигаясь от простого к сложному. Это касается не только количества выполняемых подходов, но и самих упражнений и стилей плавания.
- Дыхание. Очень важно, чтобы больной научился правильно дышать. Нельзя допускать, чтобы ритм дыхания сбивался.
- Коррекция. Если общеукрепляющие упражнения могут быть одинаковыми для всех больных, то корригирующие упражнения должны быть подобраны строго индивидуально в зависимости от типа деформации.
- Сочетание суши и воды. Сначала упражнения отрабатываются на суше. Только когда человек научится правильно их выполнять, можно приступать к занятиям в бассейне.
- Следить за позвоночником. Абсолютно исключены любые упражнения, которые способствуют мобилизации позвоночника, увеличению его гибкости, вращающие его или вызывающие колебания вокруг оси. Нужно быть очень аккуратными с деторсионными упражнениями.
- Стабилизация позвоночника. Нужно жестко контролировать, чтобы позвоночник был стабилизирован в положении коррекции.
- Естественность. Позвоночник должен вытягиваться только естественным путем благодаря скольжению. Ни в коей мере нельзя применять какие-либо приспособления для пассивного вытяжения.
Чтобы позвоночник лучше вытягивался, нужно стремиться к тому, чтобы становилась более продолжительной пауза скольжения.
Техника плавания при сколиозе
При этом больные должны стараться как можно дольше выдерживать паузу скольжения, поскольку именно в этот промежуток времени наиболее всего вытягивается позвоночник. На фоне статического напряжения мышц туловища это и оказывает корригирующий эффект.
Плечи при этом должны располагаться параллельно поверхности воды и перпендикулярно направлению движения. Работать руками и ногами нужно симметрично, держать их на одном уровне.
Огромное достоинство данного стиля для людей с проблемами спины состоит в том, что он не увеличивает подвижность позвоночного столба, не вынуждает пловца выполнять вращательные движения корпусом и тазом, что очень нежелательно при деформации.
В отличие от брасса при плавании стилями кроль и баттерфляй пловец выполняет позвоночником движения вращательного характера, особенно его поясничным отделом. Это приводит к повышению мобильности позвоночного столба. По этой причине такие стили не применяются для коррекции искривлений.
В абсолютном большинстве случаев показан брасс, выполняемый на груди. Если же у больного выраженное искривление грудного отдела по типу кифоза, то примерно 40% времени тренировок он должен отдавать плаванию брассом на спине.
Итак, если у пациента плоская спина, то плавать нужно на груди. Напротив, пациентам с кифозом нужно плавать именно на спине.
Если у пациента деформация грудного отдела по типу лордоза, назначают плавание брассом или баттерфляем, но без выноса рук из воды. Если же диагностирован лордоз поясничного отдела, показано плавание с дощечкой, которую подкладывают под живот.
Примерная программа лечебного плавания
При составлении индивидуальной программы тренировок большое значение имеет степень прогрессирования кривизны. Рассмотрим примерные программы, составленные в зависимости от степени деформации.
Сколиоз 1-й степени. Показаны стили:
- брасс, выполняемый на груди, при этом нужно стараться максимально удлинять паузу скольжения;
- кроль, выполняемый на груди, для тренировки ног;
- плавание на скорость.
Сколиоз 2-й и 3-й степени. Для коррекции кривизны приветствуется:
- брасс, выполняемый на груди;
- асимметричные исходные положения.
Такое плавание способствует снижению нагрузки на вогнутую сторону дуги.
Сколиоз 4-й степени. При деформации такой степени говорить о коррекции уже поздно. В данном случае можно укрепить здоровье, сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Показаны:
- брасс, выполняемый на животе;
- упражнения для дыхания;
- плавание на скорость на короткие дистанции.
Последнее упражнение выполняется под строжайшим контролем тренера.
Техника скольжения
Пловец должен научиться правильно выполнять данную технику. Она заключается в определенных принципах. Плавание брассом делится на 2 фазы: рабочую (непосредственно гребок руками и отталкивание ногами) и фазу скольжения (когда пловец не выполняет никаких движений). При сколиозе очень важно, чтобы вторая фаза длилась как можно дольше. В это время позвоночник максимально выпрямляется и растягивается. На каждые 25 м, которые проплывает пловец, он должен выполнить от 8 до 10 раз технику скольжения. Таким образом, человек самостоятельно создает и укрепляет свой мышечный корсет, который будет поддерживать его позвоночник.
Комплекс включает в себя ряд блоков, каждый из которых состоит из нескольких упражнений. Очень важно соблюдать четкую последовательность выполняемых упражнений.
Программа состоит из следующих блоков:
- Блок порядковых упражнений. Сюда включено построение на суше и в бассейне.
- Блок дыхательных упражнений. Они выполняются на суше, участники лечебной группы стоят у бортика.
- Блок подготовительных упражнений. На данном этапе выполняется плавание брассом на груди.
- Блок корригирующих упражнений. Сюда включены различные упражнения, которые преследуют разные цели:
- активное вытягивание позвоночного столба при помощи техники удлиненного скольжения при плавании брассом на груди;
- индивидуально подобранные упражнения для коррекции деформации;
- развитие мышечной силы при помощи плавания на скорость и с утяжелителями (ластами для ног или лопатками для рук).
- Блок завершающий. Сюда включено плавание произвольным стилем, игры в воде.
Каждое упражнение, включенное в блоки, выполняется от 8 до 10 раз. При этом упражнения на коррекцию сочетаются с упражнениями, направленными на укрепление органов дыхания, например, краткосрочным плаванием с задержкой дыхания, специальными упражнениями в воде и на суше и т. п.
Проводить занятия должен только узкий специалист, имеющий опыт работы с людьми со сколиозом.
glazame.ru
Корригирующее плавание это — как передается, признаки заболевания, причины и диагностика, способы
Варусная деформация стопы и ног у детей: причины, профилактика, лечение
Варус (лат. varus) – это медицинский ортопедический термин, употребляемый в противоположность другой костно-суставной аномалии – valgus, и обозначает искривление конечностей вовнутрь, когда изгиб направлен к средней линии костного тела под острым углом. Такая форма искривления, например, варусная деформация стопы или другого органа нижней конечности — врожденный или приобретенный вид ортопедической аномалии.
Многие годы пытаетесь вылечить СУСТАВЫ?
Глава Института лечения суставов: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день…Читать далее »
Рассмотрим предполагающие факторы развития клинической патологии различных костных и околосуставных участков нижней конечности,определим способы их лечения.
Врожденная косолапость
Косолапие, или косолапость – это врожденная аномалия опорно-двигательной системы с двусторонней деформацией нижних конечностей, при которой постановка ног происходит на внешнюю грань.
Характерные признаки родовой ортопедической аномалии:
- варусная деформация стопы у новорожденного, когда подошвенная часть изогнута вниз и вовнутрь;
- супинация стопы, когда ее подошва обращена вовнутрь, и опорной частью становится край предплюсны или плюсны;
- аддукция, когда свод увеличен и приведен вовнутрь в переднем отделе.
НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!
Для лечения суставов наши читатели успешно используют СустаЛайф. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…
Степень указанных признаков изменяется как в большую, так и в меньшую сторону. Иногда супинация нижних конечностей у ребенка имеет такую выраженность, что внутренняя пяточная поверхность касается лодыжки, а ярко выраженная варусная деформация подтягивает пятку кверху, выворачивая ее внутрь.
По медицинской теории, врожденную двустороннюю косолапость определяют как легкой (варусная контрактура Остена-Сакена) формы, когда при малоподвижной коже выступает головка таранной кости, так и мягкой тканной связочной формой, когда кожный слой хорошо развит, а костные выступы отсутствуют.
Варусная деформация стопы у детей при врожденной двусторонней косолапости имеет смещение голени вовнутрь, что ограничивает подвижность опорного аппарата в голеностопном суставе.
Вся тяжесть ситуации усугубляется, когда ребенок начинает ходить. Возникает кожное огрубение наружной поверхности края стопы, постепенно развивается мышечная атрофия голеностопа в икроножной области, происходит Х-образная рекурвация коленного сустава.
Варусная деформация нижних конечностей у детей при двусторонней косолапости, по мнению медицинских экспертов, имеет различную причинно-следственную природу образования:
- контактное сращение амниона (зародышевой оболочки) с эмбрионом, с давлением амниотической тяжести на него;
- обхваченное давление пуповины на нижнюю конечность плода;
- мускулатурное маточное давление на наружную поверхность стопы зародыша из-за малого количества околоплодных вод;
- компрес
sustav.taginoschool.ru
Лечебная физкультура при сколиозе. Плавание
Лечебное плавание
Лечебное плавание рекомендуется всем пациентам, страдающим сколиотической болезнью, независимо от тяжести деформации, прогноза, течения заболевания и вида лечения. Плавание противопоказано в случаях нестабильности позвоночника с разницей между утлом искривления на спондилограмме в положении лежа и стоя более 10—15°.Задачи физических упражнений: разгрузка позвоночника; воспитание правильной осанки и улучшение координации движений; увеличение силы и выносливости мышц туловища и конечностей; улучшение функции кардиоресприраторной системы; закаливание организма; профилактика психоэмоциональной нагрузки.
При проведении лечебного плавания следует учитывать следующее:
• подбирать физические упражнения и стиль плавания только индивидуально;
• учитывать при подборе исходного положения и специальных корригирующих упражнений тип сколиоза, степень искривления, изменения позвоночника в сагиттальной плоскости (кифозирование или лордоз грудного отдела), состояние мышечной системы и уровня физической и функциональной подготовленности, наличие сопутствующих заболеваний других органов и систем, не являющихся противопоказанием к плаванию;
• исключать упражнения, мобилизирующие позвоночник, увеличивающие его подвижность (гибкость), вращающие позвоночник с колебаниями вокруг вертикальной оси туловища, использование приспособлений для пассивного вытяжения позвоночника;
• осторожно использовать упражнения деторсионного характера в связи с тем, что их выполнение технически очень сложно и неправильно выполненное принесет только отрицательный результат, заключающийся в увеличении торсии и нестабильности позвоночника;
• воспитывать правильное сочетание движений конечностей с дыханием, тренировать увеличение времени скольжения с самовытяжением позвоночника.
Основные стили
Основным стилем плавания для лечения сколиотической болезни является «брасс» на груди с удлинененной паузой скольжения. во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. При этом стиле плавания плечевой поле располагается параллельно поверхности воды и перпендикулярно движению, движения рук и ног симметричны, проводятся в одной плоскостиВозможности увеличения подвижности позвоночника и вращательных движений туловища и таза при этом стиле минимальны.
При плавании стилями «кроль», «баттерфляй» и «дельфин» во время движений рук возникают вращательные движения в позвоночнике и движения в поясничном отделе в переднезаднем направлении, увеличивающие мобильность позвоночника и скручивающий момент. Поэтому в чистом виде эти способы плавания не могут применяться у пациентов с патологией позвоночника. Вместе с тем стиль плавания «кроль» — наиболее физиологически приближен к ходьбе, с него начинается обучение плаванию.
В стиле «баттерфляй» ноги работают брассом, а в стиле «дельфин» — соединены вместе, поэтому при толчке ногами происходит активное сгибание—разгибание в поясничном отделе позвоночника. В связи с этим стиль «дельфин» не рекомендуется при деформации позвоночника. При выраженном увеличении грудного кифоза возможно 40% времени занятий отводить плаванию стилем «брасс».
Подбор плавательных упражнений при степени сколиоза
При сколиозе I степени используются только симметричные плавательные упражнения: «брасс» на груди, удлиненная пауза скольжения, «кроль» на груди для ног, проплывание скоростных участков (под контролем функциональных проб).При сколиозе II—III степени задача коррекции деформации вызывает необходимость применения асимметричных сходных положений.
При сколиозе IV степени на первый план выдвигается задача не коррекции деформации, а улучшения общего состояния организма, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательно систем. В связи с этим используют, как правило, симметричные сходные положения. Особое внимание уделяют дыхательным упражнениям, а для тренировки сердечно-сосудистой системы и повышения силовой выносливости мышц рекомендуется проплывать короткие отрезки на скорость.
Задачи ЛФК при различных степенях сколиоза:
• повышение общего состояния и психоэмоционального тонуса больного;
• укрепление ослабленных мышц с увеличением их силовой выносливости и созданием «мышечного корсета»;
• улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
• воспитание правильной осанки: а) выработка суставно-мышечного чувства, обучение активной коррекции туловища с самовытяжением; б) обучение навыкам самокоррекции искривлений позвоночника, плечевого и тазового поясов; в) дифференцированное воздействие на мышцы в зоне выпуклости и вогнутости искривления в грудном и поясничном отделах позвоночника; г) тренировка равновесия, координационных движений;
• восстановление динамического стереотипа.
Сколиоз I степени
В начале курса лечения пациенты должны заниматься в исходном положении лежа, создавая все условия к исключению нагрузки на позвоночник. Физические упражнения состоят главным образом из симметричных движений с целью укрепления ослабленных мышц (особенно разгибателей туловища, ягодичных мышц и мышц брюшного пресса). Наряду с общеукрепляющими упражнениями симметричного характера в ряде случаев бывает необходимо ввести в комплекс ЛФК упражнения на отдельные ослабленные мышцы спины и корригирующие упражнения для зоны искривления. Рекомендуется коррекция позвоночника путем вытяжения, которое достигается самовытяжением в исходном положении стоя и лежа, на наклонной плоскости. Вытяжение не следует применять у детей со слабой мышечной системой и повышенной подвижностью позвоночника.Сколиоз II степени
При активном напряжении мышц спины сколиотическое искривление не выравнивается. В положении лежа деформация полностью не исправляется. Угол искривления на рентгенограмме составляет от 11 до 30°.В комплексной терапии применяются следующие средства ЛФК: дифференцированная методика ЛГ, массаж, гипсовая кроватка (в раннем возрасте), вытяжение, давление на область дуги сколиоза (руки методиста, мешочки с песком, валики и др.), коски, под стопы, ортопедические корсеты и др.
С появлением торсии в поясничном отделе и некоторого западения мышц на противоположной стороне сколиоза, увеличении дуги искривления и выпячивании реберных дуг, отклонении туловища средства ЛФК должны быть направлены на устранение этих нарушений. К таким средствам относятся общеукрепляющие и дыхательные упражнения, упражнения на противоискривление, деторсионные упражнения и на растягивание сокращенных мышц, воспитание активной коррекции и осанки, дифференцированный массаж мыши спины, груди и живота.
Асимметричные исходные положения для выполнения упражнений подбираются индивидуально с учетом деформации позвоночника в сагиттальной плоскости.
Не рекомендуются движения, направленные на коррекцию дефекта путем мобилизации позвоночника (упражнения, висы, вытяжение и др.). Достигнутая таким образом коррекция в дальнейшем может смениться бурным прогрессированием сколиоза (Кон И.И. и др., 1989).
При грудопоясничном типе сколиоза достаточно эффективна тренировка пояснично-подвздошной мышцы на вогнутой стороне позвоночника. Коррекция сколиотического искривления достигается за счет уменьшения наклона поясничного отдела на стороне тренировки, что ведет к уменьшению дуги искривления.
Методика, предложенная И.И.Коном, заключается в следующем: исходное положение больного — лежа на спине, бедро согнуто под углом 90°, голень по отношению к бедру также согнута под утлом 90°. На нижнюю треть бедра надевают манжетку, соединенную через блок с грузом. Тренировка осуществляется за счет сгибания бедра с последующим приведением его к животу. Рекомендуется начинать с 15—20 движений при массе груза 3—5 кг в зависимости от силы мышц больного. Затем очень медленно увеличивают число сгибаний при том же грузе (за 3 мес. количество движений удваивается, за б мес. — утраивается). Второй вариант тренировки — так называемый изометрический: исходное положение — то же, но больные удерживают груз в 2—3 раза больший в течение 10 с, не производя ногой никаких движений. Постепенно время удержания груза увеличивается (за 3 мес. — в 3 раза, за 6 мес. — в 6 раз).
Тренировка подвздошно-поясничной мышцы особенно показана при значительной разнице в длине дуги искривления на рентгеновских снимках в положении лежа и стоя.
В тех случаях, когда вершина искривления находится ниже Li, подвздошно-поясничная мышца растягивается на выпуклой стороне дуги, следуя за искривлением поясничного отдела позвоночника. Тренировка подвздошно-поясничной мышцы противопоказана, поскольку напряжение мышцы на вогнутой стороне будет способствовать увеличению искривления, а напряжение не на выпуклой стороне — увеличению наклона нижнепоясничного отдела позвоночника. Неблагоприятное влияние будет оказывать тренировка подвздошно-поясничной мышцы и при комбинированных формах сколиоза с вершиной искривления Lii и ниже.
Широко используются в режиме дня элементы спорта и оздоровительной физической культуры (ходьба на лыжах, катание на коньках, подвижные игры, плавание, волейбол, баскетбол На уроках физического вос-
питания исключаются движения, связанные с наклонами, резкими поворотами туловища и прыжками.
Сколиоз III степени
Сколиоз III степени (угол искривления составляет от 31 до 50°) чаще является фиксированной формой: развиваются резкая торсия, реберный горб, западение ребер и формирование мышечных контрактур Средства ЛФК направлены главным образом на улучшение общего состояния больного, повышение психоэмоционального тонуса, воздействие специальными упражнениями на паравертебральные мышцы, косые мышцы живота, тазового пояса, на гиперкоррекцию позвоночника, дыхательные и умеренные деторсионные упражнения. Рекомендуется массаж, который должен сочетаться с редрессирующими приемами. Массаж меняется после корригирующих упражнений. При назначении корригирующего лечения следует освобождать детей от занятий физической культурой в школе.В.А.Епифанов, С.В.Тарасюк
Опубликовал Константин Моканов
medbe.ru
Время | Содержание | Дозировка | Обоснование |
10′ | I. Вводно-подготовительная часть | ||
На суше: | |||
1. Ходьба по залу, ходьба на четвереньках. | 1-2 мин. | Разгрузка позвоночника. | |
2. «Вытяжение» позвоночника. И.п. — лёжа на спине, пятками тянемся «вниз», макушкой – «вверх». | 3-4 «вытяжения» по 10-15». | Упражнения на спине предназначены в основном для укрепления мышц брюшного пресса. | |
3. Велосипед. И.п. — лёжа на спине, руки за головой или вдоль туловища, ногами совершаем движения, имитирующие езду на велосипеде. | 2-3 подхода по 30». Темп – средний. | Важно: большая часть амплитуды движений ног должна быть «ниже» тела, нужно, чтобы выпрямляемая нога поочередно проходила близко к полу. | |
4. Ножницы. И.п. — лёжа на спине, руки за головой или вдоль туловища, выполняем скрестные горизонтальные и вертикальные махи ногами. | Темп – средний. 2-3 подхода по 30». | Важно: горизонтальные махи производить ближе к полу. | |
5. «Вытяжение». Выполняется аналогично упражнению 2, только на животе. | Упражнения на животе предназначены в основном для укрепления различных мышц спины. | ||
6. Плавание. И. п. — лёжа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Прогибаемся в пояснице (голова, верхняя часть туловища, руки и ноги подняты, точка опоры – живот). Удерживая такое положение, выполняем движения, имитирующие плавание брассом: — руки вперед, ноги развести в стороны — руки в стороны, ноги соединить — руки к плечам, ноги по-прежнему вместе | 2-3 подхода по 10 повторений с отдыхом между подходами (5-10».) | ||
7. Ножницы. И.п. — лёжа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Поднимаем ноги и выполняем скрестные горизонтальные и вертикальные махи ногами. | Темп – средний. 2-3 подхода по 30». | Важно: бедра нужно отрывать от пола. | |
8. Удержание. И.п. — лёжа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Поднимаем ноги и верхнюю часть туловища, прогибаясь в пояснице (голова, верхняя часть туловища, руки и ноги подняты, точка опоры – живот). Ноги вместе, руки в стороны, ладони вывернуты вверх. Статически замираем в этом положении на 10-15 секунд. | 2-3 повторения с отдыхом между повторениями (5-10»). | Важно: не задерживать дыхание, при выполнении этого упражнения бедра нужно отрывать от пола. | |
9. Вращение руками. Стоя перед зеркалом (контролируя осанку), локти в сторону, пальцы рук к плечам. Выполняем вращение рук назад (по часовой стрелке). | Темп – медленный 2-3 подхода по 20» с отдыхом между подходами. | Упражнение для фиксаторов лопатки. Важно: локти должны совершать при вращении небольшую окружность. | |
10. Приседания. Стоя перед зеркалом (контролируя осанку), руки в сторону, ладони вывернуты вверх. В таком положении, сохраняя красивую осанку, встаем на мыски, потом приседаем, снова на мыски и в и.п. | 10 приседаний с отдыхом. Темп – медленный | Упражнение для осанки. | |
30′ | II. Основная часть | ||
На воде: | |||
1. И.п.- присед на мелком месте (голова находится на поверхности) или лежа на груди, держась руками за опору. Глубокий вдох через рот, полный, ускоренный выдох через рот и нос с погружением головы в воду. | 10 раз | Постановка дыхания и развитие дыхательной мускулатуры | |
2. И.п. – присев спиной к стене бассейна. Оттолкнувшись, скольжение на груди. Руки вытянуты вперед, лицо вниз, ноги вместе. Скользить как можно дальше, удерживая плечи и таз в одной плоскости, чтобы избежать вращения. | 4-6 раз | Освоение свободного лежания на воде в движении. | |
3. И.п. – лежа на груди (или на спине), руки вперед, ноги работают кролем. Присесть, руки вперед, оттолкнуться ногами от дна, работать ими кролем с задержкой дыхания. | 4-6 раз | Достигается статическая работа мышц спины. | |
4. И.п. – лежа на груди (или на спине). Руки вытянуты вперед, ноги работают брассом. Корпус держать горизонтально, гребок ногами выполнять в ускоренном темпе. В положении на спине, колени не высовывать из воды, пятки больше брать под себя при подготовке к гребку, таз не опускать. | 50 м | Совершенствование работы ног брассом, постановка дыхания. | |
5. И.п., как в упражнении 1. Глубокий вдох и полный выдох в воду. Лицо на выдохе погружается в воду. | 10 раз | Способствует увеличению экскурсии грудной клетки, улучшению легочной вентиляции. | |
6. И.п. – лежа на груди. Руки работают брассом, ноги кролем. При гребке руки глубоко не опускать. | 50 м | Укрепляет мышцы спины, совершенствует работу рук брассом. | |
7. И.п. – лежа на спине. Руки работают брассом, ноги кролем. Подбородок плотно прижат к груди. | 50 м | Способствует уменьшению грудного кифоза при круглой спине. | |
8. И.п. – лежа на груди (или на спине) выполняется брасс с удлиненной паузой скольжения. | 50 м | Коррекция искривления позвоночника, улучшение легочной вентиляции и кровообращения, развитие мышц туловища. | |
9. И.п. – присев у бортика. Глубокий вдох, полный выдох в воду. | 10 раз | Способствует развитию дыхательной мускулатуры, вентиляции легких и кровообращения. | |
10. И.п. – лежа на груди (или на спине), в ногах доска или круг. Руки работают брассом. Ровно лежать на поверхности, не прогибаться, ноги прямые. | 50 м | Тренировка мышц плечевого пояса. | |
11. И.п. – то же, что и в предыдущем. Руки работают кролем, вдох под руку со стороны выпуклой дуги искривления, таз не поднимается. | 2 х 25 м | ||
12. И.п. – лежа на груди (или на спине). Брасс в полной координации. | 25-100 м спокойно, 10-25 м скоростного плавания. | Корректирует деформацию позвоночника, способствует развитию мышц туловища, конечностей, увеличению экскурсии грудной клетки, улучшению кровообращения и легочной вентиляции, развитию силовой выносливости. | |
13. И.п. – лежа на спине. Кроль в полной координации в той же дозировке. Не допускать вращений корпуса и «разбалтывания» поясницы. | |||
14. И.п. – лежа на груди. Брасс в полной координации: на одно движение рук — два гребка ногами. | 50 м | Способствует увеличению экскурсии грудной клетки, координации искривления позвоночника, развитию мышц туловища и конечностей. | |
15. И.п. – лежа на груди. Баттерфляй в полгребка руками, ноги работают брассом. Поясничный отдел зафиксирован, руки не выносятся из воды. | 2 х 25 м | Способствует развитию мышц туловища и конечностей, созданию физиологического грудного кифоза при плоской спине. | |
4-5′ | III. Заключительная часть | ||
1. Сидя у бортика, выполнять полные выдохи в воду. | 6-8 раз | Восстановление дыхания. | |
2. Упражнение «Звезда» на груди и на спине. | 2 х 30» | Расслабление мышц. |
nsportal.ru
Корригирующее плавание — вылечить, признаки заболевания, рецепты, симптомы и лечение
Варусная деформация стопы и ног у детей: причины, профилактика, лечение
Варус (лат. varus) – это медицинский ортопедический термин, употребляемый в противоположность другой костно-суставной аномалии – valgus, и обозначает искривление конечностей вовнутрь, когда изгиб направлен к средней линии костного тела под острым углом. Такая форма искривления, например, варусная деформация стопы или другого органа нижней конечности — врожденный или приобретенный вид ортопедической аномалии.
Многие годы пытаетесь вылечить СУСТАВЫ?
Глава Института лечения суставов: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день…Читать далее »
Рассмотрим предполагающие факторы развития клинической патологии различных костных и околосуставных участков нижней конечности,определим способы их лечения.
Врожденная косолапость
Косолапие, или косолапость – это врожденная аномалия опорно-двигательной системы с двусторонней деформацией нижних конечностей, при которой постановка ног происходит на внешнюю грань.
Характерные признаки родовой ортопедической аномалии:
- варусная деформация стопы у новорожденного, когда подошвенная часть изогнута вниз и вовнутрь;
- супинация стопы, когда ее подошва обращена вовнутрь, и опорной частью становится край предплюсны или плюсны;
- аддукция, когда свод увеличен и приведен вовнутрь в переднем отделе.
Степень указанных признаков изменяется как в большую, так и в меньшую сторону. Иногда супинация нижних конечностей у ребенка имеет такую выраженность, что внутренняя пяточная поверхность касается лодыжки, а ярко выраженная варусная деформация подтягивает пятку кверху, выворачивая ее внутрь.
По медицинской теории, врожденную двустороннюю косолапость определяют как легкой (варусная контрактура Остена-Сакена) формы, когда при малоподвижной коже выступает головка таранной кости, так и мягкой тканной связочной формой, когда кожный слой хорошо развит, а костные выступы отсутствуют.
Варусная деформация стопы у детей при врожденной двусторонней косолапости имеет смещение голени вовнутрь, что ограничивает подвижность опорного аппарата в голеностопном суставе.
Вся тяжесть ситуации усугубляется, когда ребенок начинает ходить. Возникает кожное огрубение наружной поверхности края стопы, постепенно развивается мышечная атрофия голеностопа в икроножной области, происходит Х-образная рекурвация коленного сустава.
Варусная деформация нижних конечностей у детей при двусторонней косолапости, по мнению медицинских экспертов, имеет различную причинно-следственную природу образования:
- контактное сращение амниона (зародышевой оболочки) с эмбрионом, с давлением амниотической тяжести на него;
- обхваченное давление пуповины на нижнюю конечность плода;
- мускулатурное маточное давление на наружную поверхность стопы зародыша из-за малого количества околоплодных вод;
- компрессия маточной опухоли;
- нарушение спинномозговой иннервации у плода.
При рождении ребенок получает стойкую приводящую разгибательную контрактуру (ограничение пассивных смещений в суставе) стопы, объясняющуюся врожденным недоразвитием, укорочение задних мышечно-связочных групп и сгибателей сухожилий.
Варусную деформацию нижних конечностей при врожденной двусторонней косолапости необходимо лечить как можно раньше, пока ткани грудного ребенка податливы, их можно удержать, растянуть, то есть привести в корригирующее состояние. Оперативная коррекция начинается, как только у ребенка зарубцовывается пупочная ранка.
После хирургического вмешательства нижние конечности начинают функционировать и нормально развиваться. Однако родителям малыша следует запастись огромным терпением, так как послеоперационное восстановление требует дальнейших действий и определенных усилий.
В течение некоторого времени малыш будет находиться в гипсовых лонгетах, а в дальнейшем в течение нескольких лет ребенок будет вынужден пользоваться корригирующими ночными супинаторами, ему будет необходимо проводить ежедневный массаж, специальную гимнастику.
Последств
restra.ru
плавание при сколиозе
порядковые упражнения. В основной части широко используются упражнения основной гимнастики, общеразвивающие упражнения, корригирующая гимнастика, а также специальные подготовительные и подводящие упражнения для обучения плаванию.
Учитывая значительное разнообразие заболеваний опорнодвигательного аппарата, а, следовательно, и различные формы их проявления в занятиях с этой группой широко используется индивидуальный метод, что заключается в составлении индивидуальных комплексов физических упражнений, направленных на восстановление, совершенствование нарушенных двигательных функций, воспитание и закрепление навыка правильной осанки. Упражнения, выполняемые в воде, имеют цель – восстановление и совершенствование нарушенных функций опорно-двигательного аппарата. Используя сопротивление водной среды или, наоборот, выталкивающую силу, можно искусственно облегчать или затруднять выполнение движений. В воде создаются условия для более полного расслабления мышц для разгрузки позвоночника.
Упражнения выполняются на мелком месте, стоя по грудь в воде. Это разнообразные движения руками и ногами, сгибания и разгибания в суставах, отведения и приведения конечностей, повороты и наклоны туловища и т.д. Применяются упражнения без предметов, так и с предметами (мячами, пенопластовыми досками, отягощениями, палками, ластами). Упражнения в упоре о стенку бассейна, о поручень, о ступени бассейна, упражнения, имитирующие “чистые или смешанные висы”, упражнения, способствующие мышечной релаксации и растяжению позвоночника, дыхательные упражнения, разнообразные виды ходьбы в воде. Особый вид физических упражнений в воде: свободное (с элементами облегчения плавание) или с имитацией спортивных стилей плавания. При заболеваниях опорно-двигательного аппарата температура воздуха и воды
25-28о [37].
Учебный программный материал является основным содержанием занятий по лечебному плаванию. Он включает в себя следующие разделы:
-теоретический раздел;
-общая физическая подготовка;
-спортивное плавание;
-неспортивное плавание;
-собственно — реабилитационное плавание;
-тесты.
Теоретические сведения включают в себя сообщение знаний о воде,
правилах поведения и безопасности в бассейне, гигиенических требованиях, влиянии плавания на воспитание правильной осанки и укрепление свода стопы; о профилактике простудных и грибковых заболеваний, а также о профилактике травматизма в воде.
Под общей физической подготовкой в занятиях плаванием подразумеваются упражнения для обучения нырянию, дыхательные упражнения, всплывание, скольжение и упражнения для отработки положений в воде, гимнастика в воде. Прежде, чем начинать изучать технику плавания, необходимо овладеть упражнениями для освоения с
studfile.net
Корригирующее оздоровительное плавание для школьников специальных медицинских групп. Занятия в бассейне
КОРРИГИРУЮЩЕЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕПЛАВАНИЕ ДЛЯШКОЛЬНИКОВСПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХГРУПП
Исследования НИИ гигиены детей и подростков Ми-нистерства здравоохранения России выявили функциональные отклонения здоровья у 52—56%, пониженную сопротивляемость болезням — у 30, отклонения в физическом развитии — у 12—25% учащихся с 1 по 11 класс. Обобщенные данные Министерства здравоохранения Республики Беларусь свидетельствуют о том, что половина детей, поступающих в 1 класс, имеют функциональные отклонения здоровья, а 2/3 выпускников — хронические заболевания. Для профилактики заболеваний, снижения утомляемости детей на уроках по физической культуре необходимо внедрять в учебный процесс занятия плаванием, а для учащихся специальных медицинских групп (СМГ) — оздоровительным корригирующим плаванием.
Плавание имеет огромное оздоровительное значение. Состояние почти полной невесомости при нем благоприятно влияет на костно-мышечный аппарат и внутренние органы. Необходимость преодоления сопротивления воды, глубокое ритмическое дыхание, связанное с движениями конечностей, укрепляют и развивают дыхательную муску-латуру, увеличивают подвижность грудной клетки, улучша-ют функциональные возможности аппарата внешнего дыхания. Деятельность сердечно-сосудистой системы при плавании протекает в сравнительно благоприятных усло-виях, чему способствует горизонтальное положение тела, Равномерное давление воды на кожу, ее массирующее действие. Отсутствие статического напряжения и динамичес-кие сокращения больших групп мышц, глубокое дыхание облегчают приток крови в правую половину сердца в момент вдоха; посредством моторно-висцеральных рефлексов улучшается координационная деятельность мышечной системы и внутренних органов, происходит общее оздоровление организма.
Во время занятий корригирующим оздоровительным плаванием решаются следующие задачи: улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной системы, эмоциональная разгрузка и профилактика перегрузок; разгрузка позвоночника — создание благоприятных физиологических условий для позвонков и восстановление правильного положения тела, увеличение силы и тонуса мышц, коррекция плоскостопия; улучшение координации движений, закаливание организма (устойчивость к ОРВИ), приобретение навыков плавания. Успешное обучение ему происходит в такой последовательности.
1. Ознакомление с техникой изучаемого способа плавания: обучение способам дыхания, скольжению на воде, техника движений ногами, руками, согласование движений рук, ног, дыхания.
2. Каждый элемент техники плавания изучается в следующей последовательности:
• ознакомление с движениями плавания на суше без совершенствования деталей, поскольку условия выполнения движений на суше и в воде различны
vunivere.ru
Добавить комментарий